Секрет Фирмы: Что такое BPM
BPM (англ. Business Process Management — «система управления бизнес-процессами») — концепция управления организацией, при которой бизнес-процессы рассматривают как особые ресурсы, моделируют и анализируют их с помощью программного обеспечения.
В рамках этой концепции рассматриваемый бизнес-процесс делится на этапы, определяются роли и зоны ответственности сотрудников, определяются интеграции с внешними системами.
Проще говоря, BPM позволяет наблюдать за бизнес-процессами и находить, где их можно улучшить, автоматизировать, регламентировать, сделать прозрачными и адаптировать к изменениям в компании.
Для осуществления концепции BPM есть специальное программное обеспечение — BPMS/BPMT (англ. Business Process Management System/Tool, система (инструмент) управления бизнес-процессами). Суть такой программы заключается в том, что каждый шаг бизнес-процесса автоматизируется, а если для выполнения задачи требуется ручное управление, то по крайней мере можно проследить сроки и факт её выполнения, объясняет технический директор DIS Group Олег Гиацинтов.
Руководитель направления бизнес-решений глобальной ИТ-компании SimbirSoft Анна Шведова приводит такой пример из практики: все процессы в компании, оказывающей услуги, были регламентированы, но сотрудники часто отступали от прописанного порядка и пропускали важные шаги. После введения BPM все шаги стали обязательными, без проведения обязательных манипуляций невозможно было закончить работу с клиентом — в результате качество и эффективность работы выросли.
Пример употребления на «Секрете»
«Лицензия на использование самой простой BPMS-системы стоит около 10 000 евро в год. Софт известных вендоров вроде IBM и Oracle обойдётся ещё дороже. Кроме того, в несколько раз больше, чем стоит лицензия, придётся заплатить за внедрение. Систему нужно или встроить в уже имеющееся приложение, или сделать для неё специальный интерфейс».
(CEO компании «Латера» Дмитрий Коплович — о производительности труда.)
Нюансы
Старший консультант практики ModelOps and Decisioning компании SAS в России и СНГ Артём Глазков выделяет следующие преимущества и недостатки BPM.
Плюсы:
- Повышение эффективности сотрудников за счёт автоматизации типовых действий.
- Повышение прозрачности, управляемости процессов.
- Снижение ресурсоёмкости внесения изменений в процессы.
Аудит процессов, выявления причинно-следственных связей.
Минусы:
- Необходимость разработки и поддержки интеграции с внешними системами.
- Необходимость выделения ресурсов для описания процессов, их анализа и выявления опций для улучшения.
- Необходимость вовлечения в BPM её непосредственных участников. Участникам процессов необходимо донести пользу от внедряемого решения.
- Не все процессы подходят для управления с помощью BPM.
- Неправильно сформулированные абстракции и допущения в моделировании рабочих процессов приводят к снижению эффекта от системы.
Факт
Компания IBM опубликовала исследование внедрения BPM-системы в компанию, занимающуюся беспроводным интернетом. Внедрение стоило $150 000, при этом за первый год компания сэкономила $310 000 и сократила время выполнения некоторых процессов с 2 месяцев до 1 недели.
Источник: https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-bpm-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm
Статью проверил:
Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ
Обновлено: 28.12.2021
Опубликовано: 28.12.2021