Помимо функции записи к врачу или взаимодействия с ГИБДД, витрины данных можно использовать для любых потребительских услуг – кадастрового учета, пенсионного обслуживания, записи детей в школы и детсады, а также для эффективного межведомственного взаимодействия, добавил в разговоре с “РГ” технический директор компании DIS Group 1 Олег Гиацинтов.
По словам эксперта, витрины ускоряют очистку и подготовку данных более чем на 50 процентов. Сервисы, основанные на этих витринах, работают быстрее, а информация более точная и актуальная. В мировой практике витрины данных широко используют в госсекторе: в департаментах социальной защиты, службах медицинского и фармацевтического контроля, а также для создания правительственных классификаторов для различных ведомств.
В сфере высшего образования вопрос доступности информации сегодня особенно актуален. В частности, это касается научных исследований и программ, обратил внимание в разговоре с “РГ” директор по развитию бизнеса в области разработки программного обеспечения ИТ-компании “КРОК” Виктор Смирнов. “Из-за приостановки участия в международных проектах и организациях необходимо прорабатывать новые сценарии сотрудничества в научной сфере, а также привлекать в страну студентов, аспирантов и ученых. В том числе это возможно через предоставление актуальной статистической и аналитической информации через витрины данных”, – полагает эксперт.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко по итогам совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти и регионов поручил разработать региональные витрины данных и до конца 2022 года подключить их к платформе “Госуслуги”. Это необходимо, в частности, для развития сервиса “Запись на прием к врачу”, сообщили в аппарате вице-премьера. “Мы отмечаем, что в рамках пилотного проекта в Башкирии, Дагестане, Калуге, ЯНАО, Оренбурге качество предоставления услуги существенно выросло. Необходимо проанализировать и масштабировать успешный опыт. Задача руководителей цифровой трансформации субъектов совместно с Минздравом России и региональными органами здравоохранения до конца года эту задачу решить”, – пояснил Чернышенко.
Формирование витрин данных также необходимо для создания экосистемы цифровых сервисов. Витрины будут базовым сервисом платформы “ГосТех”.
Также вице-премьер поручил Минцифры РФ разработать единые классификаторы и требования к витринам данных, а регионам – подготовить планы мероприятий по их созданию. С сентября эта работа будет учитываться при формировании рейтинга цифровой трансформации субъектов.
“Самое сложное – объединить информацию из разных ведомств, ведь все они классифицируют ее по-разному. Нужны поддержка на самом высоком уровне и постоянный контроль, что поручение исполняется своевременно. Также необходим мониторинг качества данных и их актуальности”, – обратил внимание Олег Гиацинтов.
В идеале платформа “ГосТех” со стороны власти должна обеспечивать сокращение сроков исполнения госфункций и оказания госуслуг, повышение скорости внедрения изменений, а также прогнозируемость бюджета в части поддержки и развития решений, обратил внимание Виктор Смирнов. “С точки зрения бизнеса важны упрощение бюрократических процедур, открытость данных для построения на их основе клиентских сервисов, подписки на критичные обновления. А для потребителей в первую очередь важно обеспечить упрощение и улучшение клиентских путей”, – сказал эксперт, добавив, что сейчас надо четко сформулировать требования по управлению платформой “ГосТех”.