ITweek: Четыре типа директоров по данным: какой нужен вашей компании
ITweek, 28.12.2020
Александр Тарасов, управляющий партнёр DIS Group
Позиция директора по данным (CDO) уже давно играет важную роль во многих компаниях. При этом рынок до сих пор не пришёл к единому пониманию целей, обязанностей, KPI и полномочий для этой позиции. Даже место в корпоративной структуре для CDO до конца не определилось. Где-то директор по данным возглавляет собственное независимое подразделение, где — работает в ИТ или финансовом отделе.
Такие значительные различия возникли из-за того, что чаще всего должность CDO появлялась в той части корпоративной структуры, где управление данными на тот момент нужно было больше всего. Поэтому не удивительно, что задачи, которые стоят перед директором по данным, могут быть очень разнообразными: от управления ИТ-системами до управления формированием финансовой отчётности.
Исследование IDC о роли CDO
Исследовательская компания IDC летом 2020 года по заказу компании Informatica провела масштабное исследование роли CDO в компании, приоритетов, KPI и проблем директоров по данным. В исследовании приняли участие более 1200 CDO и сотрудников их офисов со всего мира.
По итогам исследования аналитики IDC выделили четыре типа директоров по данным: с фокусом на Data Governance, на аналитику, на оптимизацию операционных процессов и на инновации.
К первому типу, согласно IDC, относится директор по данным с фокусом на Data Governance. Он ориентирован на мониторинг корпоративных данных, управление ими, а также на консультирование других сотрудников по этим вопросам. В большей степени этому CDO приходится решать проблемы с защитой данных, обеспечением их конфиденциальности, поиском и исправлением ошибок в информации. Чтобы справиться с этими проблемами, этот тип CDO может использовать методики, политики и системы отчётности.
Второй тип — директор по данным с фокусом на аналитику. Он стремится повысить прибыль, продуктивность и эффективность деятельности компании. Главные его приоритеты — аналитика и отчетность по продуктам, клиентам, операциям и рынкам. Среди проблем, с которыми при этом приходится сталкиваться: необходимость унифицировать бизнес-процессы, обеспечить прозрачность работы с корпоративной информацией, обеспечить качество данных, их точность, а также — возможность эффективно стоить прогнозы. Справиться с этими проблемами может помочь разработка и развертывание аналитических моделей поверх корпоративных платформ для поддержки и автоматизации, и принятия решений в бизнес-подразделениях.
Третий тип — директор по данным с фокусом на оптимизацию операционных процессов. Он стремится обеспечить удобство и доступность данных, эффективность их использования. Ему приходится бороться с неэффективностью тех или иных процессов, их несогласованностью между собой, а также необоснованными затратами. Оптимизацию операций с данными этот CDO обычно проводит, внедряя новые инфраструктуры, инструменты, технологии, процессы и системы.
Четвёртый тип — директор по данным с фокусом на инновации. Его главные приоритеты — повысить прибыль, снизить затраты, внедрить инновации в организации. Ему приходится сталкиваться с проблемами в области автоматизации, несовершенствами корпоративной культуры, обучения сотрудников и управления знаниями. Добиться своих целей и принести ощутимую пользу бизнесу ему помогает креативный подход к использованию данных, аналитики, ИТ и организационным изменениям.
Рекомендации для разных типов CDO
Аналитики IDC также дают очень полезные, на мой взгляд, рекомендации директорам по данным в том, что касается технологий. Например, директору по данным с фокусом на аналитику рекомендуется внедрить технологии профайлинга данных, обеспечения качества данных, обработки данных и их обогащения. Также важно выстроить карты данных и потоки процессов, которые с этими данными связаны. Кроме того, большое значение стоит уделить технологиям каталогизации данных и технологиям защиты корпоративной информации.
Директор по данным с фокусом на оптимизацию операционных процессов в первую очередь должен обратить внимание на технологии управления мастер-данными и технологии обеспечения качества данных. Полезно будет и внедрение каталога данных с искусственным интеллектом для автоматизации, а также бизнес-глоссария корпоративных терминов.
Директору по данным с фокусом на инновации IDC рекомендует прежде всего задуматься о технологиях защиты данных (маскирование, шифрование и управление чувствительными данными). Не менее важно выстроить карты данных, потоки процессов для лучшей аналитики и понимания пользы от данных для бизнеса. Многие проблемы этого типа CDO помогут решить каталог данных и бизнес-глоссарий корпоративных терминов.
Директор по данным с фокусом на Data Governance также должен в первую очередь обеспечить надёжную защиту данных. Кроме того, для этого типа CDO важны технологии управления метаданными, построения карт данных, каталогизации и пр.
Сколько директоров по данным нужно вашей компании
В каких-то компаниях будет достаточно одного директора по данным при условии, что он сможет быстро и безболезненно переключаться между ролями всех четырёх типов. Если же компания крупная, с развитой экосистемой партнёров, большим объёмом аналитики и отчётности, оптимально нанять несколько CDO. При этом важно, чтобы управление данными в компании в целом курировал кто-то на уровне совета директоров.
По моему мнению, для компаний реального сектора скорее подойдут директора по данным с фокусом на аналитику. Для государственных организаций — с фокусом на Data Governance. Для изначально цифровых компаний — с фокусом на инновации. Что же касается CDO с фокусом на оптимизацию операционных процессов, без них не обойтись ни одной компании.
Источник: https://www.itweek.ru/management/article/detail.php?ID=216330
Обновлено: 13.01.2021
Опубликовано: 13.01.2021