Управление данными в нефтегазовом секторе с помощью MDM-систем
Управление данными в нефтегазовом секторе имеет свои особенности. О том, как это делать с помощью MDM-систем размышляет Праш Чандрамохан. Праш работает маркетологом в Informatica и отвечает за Informatica Master Data Management.
Сложности индустрии
Нефтегазовая индустрия – основа многих экономик мира. Но именно она чаще всего страдает от бурь постоянно меняющихся экономических трендов, требований регуляторов и технологических инноваций. Нефтяная и газовая промышленность зависит и от ценовой волатильности. Последняя основана на микроэкономической структуре спроса и предложения, на которую в свою очередь значительно влияют и геополитические изменения, и экономические кризисы, и даже публичные заявления.
Подливает масла в огонь ожесточённая конкуренция среди поставщиков. Кто-то готов на низкую маржу. У кого-то добыча сырья оказывается дешевле, чем у других игроков рынка. Достигать значительных и предсказуемых бизнес-результатов в таких условиях непросто. Кроме того, у предприятий в этой индустрии традиционно сложные и интенсивные процессы обработки данных. А эффективно управлять обработкой данных особенно важно, чтобы успешно работать в условиях постоянно меняющихся трендов, политик и инструкций.
PwC: Цифровые технологии важны для нефтегаза
PwC недавно опросил генеральных директоров в нефтегазовой индустрии, которые единогласно заключили: «Генеральные директора ТЭК не могут контролировать факторы рынка, такие как состояние мировой экономики или предложение нефти на рынке. Но они могут изменить свою реакцию на них, например, извлекать максимальную пользу из инвестиций в технологии, эффективнее использовать партнёрства и стратегии диверсификации.” Также почти 80% респондентов согласны, что цифровые технологии приносят большую пользу. Относится это прежде всего к анализу данных и повышению операционной эффективности.
Домены мастер-данных нефтегаза и управление данными
Нефтегазовая отрасль разделена на три сектора. Некоторые компании работают только в одном из них, наиболее крупные предприятия – во всех трёх. Первый сектор – геологоразведка и добыча. Второй – хранение и транспортировка углеводородов. Третий – переработка и продажа. Чтобы организовать эффективное управление данными, прежде всего важно в каждом секторе вычленить несколько доменов мастер-данных. Мастер-данные – ключевая для организации информация.
Домен мастер-данных «разведка и добыча» включает в себя информацию об активах: скважинах, материалах, гео-локационную информацию, а также о том, что с ними связано, например об инженерах и технических специалистах. Домен «хранение и транспортировка» включает в себя сведения о торговых партнёрах и дистрибуторах. Домен «переработки и продажи» – сведения о коммерческих и бытовых потребителях. Классическая схема продажи включает и мастер-данные об адресах отгрузок, крупных клиентах (например, авиакомпании и другие логистические компании, которые закупают миллионы галлонов топлива и смазочного материала), розничных клиентах заправочных станций. Кроме того, вся индустрия использует справочные данные и план счетов для подведения итогов затрат и прибыли. Ключевая проблема, с которой приходится сталкиваться, – мастер-данные рассредоточены в разных системах. Из-за этого организации становится сложно вовремя принимать решения, обеспечивать эффективность процессов и наращивать активы. Чтобы таких проблем избежать, нужно в разрозненных системах мастер-данные найти. А потом организовать управление данными с помощью MDM-системы.
Главный актив – скважина
Самый главный актив нефтегазового предприятия – скважина. Она проходит через разные циклы жизни, её характеристики могут меняться. Среди них – расположение, ID, название, физические характеристики, глубина, перечень сотрудников, которые на ней работают и принадлежность компании. Данные об этих характеристиках – мастер-данные для скважины. Если мы организуем эффективное управление данными, мастер-данные можно будет можно связать с транзакционной информацией и информацией с датчиков IoT. На основе этого предприятие сможет принимать инвестиционные решения, распределять траты и прибыль, которые касаются:
- распределения рабочей силой;
- платежа роялти;
- экологической инспекции и проверки безопасности;
- планирования ремонтных работ и в целом производственных работ.
При этом MDM-система должна:
- быть гибкой единой мультидоменной платформой, которая позволяет легко управлять различными активами;
- уметь создавать единый, сквозной для предприятия образец «цифрового двойника» скважины;
- уметь определить отношения между скважиной, оборудованием, её расположением и сотрудниками, а также управлять этими отношениями;
- уметь наладить сквозное руководство активами, помещениями, оборудованием и месторождениями на протяжении всего их жизненного типа.
Скважинами владеют предприятия сектора геологоразведки и добычи. Поэтому они оказываются в уникальном положении. Они могут извлекать пользу из очень больших объёмов данных. Тысячи сенсоров на скважинах, миллионы частей в цепочках поставок, международные капитальные проекты и высококвалифицированные сотрудники создают богатую с точки зрения данных среду. Всё, что нужно, – научиться эффективно этой средой управлять. Управление данными с помощью MDM-системы способно создать прочный фундамент для этого. MDM-системы также успешно применяются для управления данными, собранными с помощью интернета вещей. Об этом читайте в другой статье блога. Примеры измеряемых результатов управления данными с помощью MDM-систем ищите здесь.
Обновлено: 22.03.2023
Опубликовано: 19.02.2019