Руководитель цифровой трансформации CDTO – кто это?

1. Кто такой CDTO?
2. Чем занимается CDTO?
3. Что должен уметь CDTO?
4. Как стать CDTO?
Кто такой CDTO?
CDTO – это Chief Digital Transformation Officer, он же Chief Transformation Officer, а в русском переводе – директор по цифровой трансформации. Иногда его также называют директором по цифровизации, а в некоторых компаниях позиция CDTO соответствует должности заместителя директора. Цифровая трансформация представляет собой превращение компании в data driven, когда основным инструментом получения прибыли становится монетизация данных. Что это означает на практике? Процесс цифровой трансформации не привязан к какой-то конкретной отрасли и может происходить в любой компании, в любой сфере. Банки монетизируют данные о клиентах и их операциях, формируя персонализированное предложение и улучшая коммуникацию. Промышленная компания может сделать упор на оптимизацию внутренних процессов: к примеру, на основе данных об износе оборудования рассчитать оптимальный межремонтный период и тем самым сократить издержки. Такая монетизация цифровых активов и есть суть цифровой трансформации, и именно за неё отвечает CDTO. В чём же заключается его специфическая роль?
Чем занимается CDTO?
Поскольку такая позиция появилась совсем недавно, какой-то стандартной должностной инструкции для неё нет. В целом можно выделить 4 основных типа CDTO в зависимости от основного фокуса деятельности: управление данными, аналитика, оптимизация операционных процессов и инновации. CDTO первого типа сосредоточен на вопросах мониторинга корпоративных данных и управления ими. Он консультирует других сотрудников по этим вопросам, решает проблемы с защитой данных и обеспечивает их конфиденциальность, отвечает за поиск и исправление ошибок в информации. В работе такой CDTO использует различные методики, политики и системы отчётности. Второй тип CDTO сфокусирован на аналитике. Его задача – повысить эффективность компании через унификацию бизнес-процессов, обеспечение прозрачности работы с корпоративной информацией и повышение качество данных, на основании которых строятся прогнозы. Третий тип отвечает за операционные процессы и их автоматизацию. Его задача – обеспечить доступность данных и их эффективное использование. Чтобы улучшить работу с данными, этот CDTO внедряет новые инструменты, технологии, процессы и системы. Наконец, CDTO, сфокусированный на инновациях, решает в первую очередь проблемы в области автоматизации, совершенствует корпоративную культуру, обучает сотрудников, внедряя различные инновации (в том числе – системы управления знаниями). Основная цель его деятельности – повысить прибыль организации и снизить её издержки, внедряя инновационные ИТ-решения. Часто в реальности в ответственность CDTO входят все 4 направления деятельности.
Что должен уметь CDTO?
Идеальным кандидатом на должность CDTO будет своего рода универсальный солдат, способный охватить все этапы проведения трансформации в компании. Эксперты рекомендуют включить в план цифровой трансформации следующие основные задачи:
- Исследование рынка
- Составление стратегии цифровой трансформации
- Расчёт ожидаемого возврата на инвестиции (ROI)
- Выбор показателей успешности проекта
- Определение того, как будет реализован проект
- Составление ИТ-бюджета
- Составление требований к ресурсам и технологиям
- Расчёт операционных затрат
- Определение ожидаемых результатов работы
- Определение того, как проект в целом повлияет на организацию.
Не менее важны на этой должности и навыки работы с людьми. Цифровая трансформация затрагивает все подразделения компании, поэтому CDTO придётся привлекать к своим проектам и сотрудников ИТ-служб, и представителей бизнес-подразделений. Причём «привлечь» означает не «один раз собрать на совещании для галочки», а самым непосредственным образом задействовать их и в планировании проекта, и в его реализации. CDTO должен уметь ставить задачи и оценивать эффективность, обладать организаторскими способностями и уметь «продавать» свои идеи разным людям – от рядовых сотрудников до высшего руководства.
Как стать CDTO?
Специальных университетских программ, готовящих руководителей цифровой трансформации, пока нет. Существующие курсы либо входят в виде модулей в программы делового администрирования, либо больше напоминают программы повышения квалификации. Гораздо более реалистичным выглядит сценарий, когда CDTO вырастает внутри самой компании, хорошо понимая сам бизнес и его специфику. Ведь чтобы направить компанию по пути цифровой трансформации, необходимо действительно хорошо знать свою сферу и разбираться в бизнес-процессах. Нередко хорошими CDTO становятся операционные директора или директора по финансам. Причина проста: именно эти люди чаще всего видят компанию через призму данных, которые к ним стекаются, и именно они раньше других понимают, каким образом можно монетизировать этот ценный актив. Вполне возможен вариант, когда на CDTO переходят с позиции CIO или ИТ-директора.
Автор: Александр Тарасов, управляющий партнер DIS Group