Кто такой CDO? «Chief Data Officer» или «Chief Digital Officer»?
О том, кто такой CDO, чем отличается директор по данным (Chief Data Officer) от директора по цифровым технологиям (Chief Digital Officer) размышляет Джо Маккендрик, независимый аналитик и внештатный автор целого ряда зарубежных IT-изданий.
CDO – это не только Chief Data Officer
Недавно я принимал участие в «Саммите CDO», который проводил клуб CDO и Capgemini Consulting. В этом клубе «CDO» – это директор по цифровым технологиям. Но я заметил, что у многих спикеров саммита в названиях должностей встречалось и слово «данные». А это намекает на то, что обязанности этих спикеров тесно связаны с обязанностями Chief Data Officer. Сама программа конференции была переполнена дискуссиями и презентациями на тему того, как анализ данных меняет положение дел во многих организациях.
Не так давно я спросил нескольких экспертов, в чём разница между Chief Data Officer и Chief Digital Officer. Как правило, ожидается, что первый будет подчиняться второму. Это обусловлено тем, что данные – это всё-таки компонент более широкой инициативы – цифровизации организации. Подразумевается, что роль Chief Digital Officer включает в себя различные аспекты развития контента, продаж и маркетинга, операционной деятельности, производства, финансов и развития продукта. Но ведь и Chief Data Officer погружён во все эти области бизнеса. Пересечения в обязанностях и сходство определений обоих CDO возникают из-за того, что происходит сейчас во многих компаниях. Цифровые каналы и интеллектуальные функции товаров и услуг открывают перед бизнесом новые возможности. Это понимают все. Но также понятно и то, что достигнуть эффективного внедрения цифровых технологий нельзя без эффективного сбора, анализа и монетизации данных. Это и приводит к сближению обязанностей, требований к компетенции и возможностей для целого ряда сотрудников, а не только для двух разных CDO.
Каждый CDO смотрит со своей колокольни
Однако каждый CDO будет смотреть на многие вещи по-своему. Бэкграунд у Chief Digital Officer и Chief Data Officer обычно разный. Первый скорее всего пришёл из маркетинга или ИТ. Второй – занимался статистическим анализом и сделал карьеру как scientist.
Больше вероятности, что Chief Data Officer будет больше заботиться о данных, о том, как они создаются, обрабатываются, хорошо ли они защищены. А директор по цифровым технологиям будет фокусироваться на общей картине цифровизации в компании.
Обязанности Chief Data Officer
Доктор Энн Мари Смит, главный консультант в Alabama Yankee Systems, LLC, в отчёте Cutter Consortium очерчивает следующий набор обязанностей директора по цифровым технологиям:
- чётко сформулировать концепцию развития корпоративных данных;
- быть «лидером масштабного управления данными, Data Governance, обеспечения качества данных и отношений с вендорами инструментов для этого во всей организации»;
- работать с «руководством компании, владельцами данных, стюардами (кураторы данных), чтобы достичь точности данных и других целей, связанных с процессами в организации, как для внутренних, так и для внешних клиентов».
- контролировать мониторинг активностей для обеспечения качества данных во всей организации;
- управлять образованием сотрудников в организации «в области управления данными, оптимального использования данных, корпоративного управления мастер-данными и обеспечения качества данных, корпоративной поддержки принятия решений, возможностей инструментов различных вендоров, создания правил доступа к данным и в других областях, связанных с данными».
Обязанности директора по цифровым технологиям
Обязанности этого CDO не сильно отличаются от обязанностей Chief Data Office. По сути, они также подразумевают лидерство в том, что касается данных. Об обязанностях директора по цифровой трансформации рассказывает Сэм Рамжи, вице-президент по стратегии в компании Apigee. Вот перечень этих обязанностей:
- чётко сформулировать цифровую стратегию предприятия; определить, как цифровая трансформация поможет организации «соответствовать вызовам мира, где главные роли будут играть мобильные сервисы, цифровые партнёрства и новые формы конкуренции», а также «построить целостный клиентский опыт во всех линиях бизнеса, который как сеть покроет всю организацию».
- убедить сотрудников во всей компании взять на себя обязательства по цифровой стратегии. При этом придётся выступать «как посредник в корпоративной культуре, который определяет концепцию развития организации. Эта концепция должна объединять бизнес и технологии. Также Chief Data Office должен быть лидером, который вовлекает всех остальных в воплощение этой концепции».
- экспериментировать на основе данных: развивать способность компании постоянно экспериментировать в цифровой сфере. При этом важно понимание, что неудача – это самая важная часть инновации.
- стремиться к наглядным результатам, которые можно измерить.
- поддерживать связь с экспертами внутри компании и внешними экспертами в индустрии.
- разговаривать на разных бизнес-языках: языке информационных технологий, языке маркетинга, языке стратегии и языке финансов.
Обновлено: 22.03.2023
Опубликовано: 24.01.2019