Как повсеместное внедрение интернета вещей влияет на управление ИТ-услугами. Часть 1
О том, что как меняется управление ИТ-услугами под влиянием широкого внедрения технологий интернета вещей (IoT), рассказывает эксперт BMC Software Мухаммед Раза. Мухаммед – технический консультант в области DevOps, облачных решений, информационной безопасности и интернета вещей.
IoT – проблема и новые возможности для управления ИТ-услугами
Многие организации активно стремятся внедрить цифровые технологии для поддержки операционной деятельности в своей компании. Один из ключевых компонентов успеха при этом –подключение различного оборудования и аппаратных средств к сети интернета вещей. Для управления ИТ-услугами это создаёт и проблемы, и новые возможности. Датчики интернета вещей и связанные с ними устройства требуют быстрого развития и масштабирования ИТ-сред, что может быть непросто осуществить.
В то же время интернет вещей может упростить и автоматизировать выполнение многих задач в сфере управления ИТ-услугами. Например, IoT будет полезен для работы с инцидентами и непосредственного оказания услуг. Оборудование может обмениваться информацией с другим оборудованием, системами, мобильными устройствами. А это в свою очередь позволяет автоматизировать многие процессы и снизить нагрузку на сотрудников. Давайте рассмотрим пять самых распространённых сценариев влияния интернета вещей на управление ИТ-услугами и подумаем, как из этого можно извлечь пользу.
Сценарий влияния IoT на управление ИТ-услугами №1: стало больше данных
Чем больше компании применяют интернет вещей, тем больше данных генерируется и тем больше возникает новых участков в ИТ, которые требуют пристального внимания. При этом значительно сложнее становится контроль за устройствами, с которых данные собираются. Всё это приводит к тому, что и операции, связанные с IoT, и возможности компании в области ITSM становятся бутылочными горлышками на пути цифровой трансформации организации. Может возрасти число инцидентов, ложных уведомлений об инцидентах, пропущенных уведомлений о высоком риске инцидентов. Также возрастает опасность не заметить важные закономерности в данных и логах, которые могут сигнализировать о важных моментах в работе оборудования.
Главным фокусом для управления ИТ-услугами должно стать качество собираемых данных, а не их количество. При этом важно обращать внимание на информационную безопасность, выполнение требований регулятора и функциональную надёжность ИТ-инфраструктуры. Если организация сможет обеспечить высокое качество данных, у неё появится возможность автоматизировать многие активности управления ИТ-услугами и принимать решения в этой области на основании точной информации. Не стоит забывать о том, что чаще всего серьёзным ИТ-инцидентам предшествуют незначительные сбои или аномалии. Сбои и аномалии можно заранее распознать с помощью продвинутого решения для управления ИТ-услугами. Это позволит эффективно предотвращать инциденты до того, как они принесут ощутимый урон.
Сценарий влияния IoT на управление ИТ-услугами №2: стало сложнее управлять изменениями
Правильно настроить датчики IoT и эффективно их контролировать – довольно трудно в любом проекте. Технологиям интернета вещей приходится функционировать в сложных, неоднородных, динамических средах. При этом конфигурация датчиков IoT должна ещё и советовать организационным политикам безопасности и производительности для каждого отдельного кейса. К тому же, возможности изменять конфигурации значительно ограничиваются интеграциями различных технологий и отраслевыми стандартами.
Важно научиться поддерживать гибкость, удобство использования, масштабируемость систем интернета вещей для всех сценариев использования. При этом нельзя приносить в жертву организационные политики, безопасность или производительность. Управлять изменениями конфигураций систем IoT и обновлять их в соответствии с этими требованиями можно, если вы внедрите оптимальную ITSM-методологию. В частности, будут нужны продвинутые ИТ-решения для поддержания прозрачности обширных сетей IoT и контроля этих сетей.
Сценарий влияния IoT на управление ИТ-услугами №3: больше развивается AIOps
Традиционная работа с инцидентами в рамках управления ИТ-услугами и непроактивный подход становятся совершенно неэффективны в масштабах Big Data и интернета вещей. А решение проблем вручную просто не приносит значимой пользы для новых, более сложных неполадок. Чтобы управление ИТ-услугами были эффективнее, необходимо обеспечить прозрачность всех исходных процессов и точное понимание того, как работает сеть. Кроме того, очень важно выстроить проактивную работу. Со всем этим может помочь методология AIOps.
AIOps поможет эффективно автоматизировать многие ITSM-активности. Среди них – определение ключевых метрик, сопоставление событий, анализ производительности. Предиктивная аналитика ускорит принятие решений. Без AIOps ИТ-специалистам приходится тратить большое количество времени на то, чтобы вручную (а значит, часто с ошибками) пытаться предотвратить инциденты и обеспечить обеспечивать высокое качество сервиса для конечных пользователей. Успешное применение искусственного интеллекта позволяет сделать управление ИТ-услугами в сложных средах IoT эффективнее. Если искусственный интеллект играет большую роль в стратегии цифровой трансформации вашей компании, не забудьте сразу предусмотреть внедрение гибких методологий таких, как DevOps. Если вы не сделаете этого сразу, потом будет гораздо сложнее устранять недочёты из-за его отсутствия.
О двух других сценариях влияния IoT на управление ИТ-услугами читайте во второй части статьи. Остались вопросы по первым трём сценариям? Присылайте на почту info@dis-group.ru
Обновлено: 21.03.2023
Опубликовано: 09.06.2020