Дистрибуция и внедрение инновационных продуктов и решений для корпоративного сектора от лидеров мирового ИТ-рынка

Как с помощью данных сократить затраты на клиентов: опыт банка Тинькофф

15 июля 2016

Одна из целей, которую в рамках проекта ставили перед собой топ-менеджеры банка Тинькофф, состояла в том, чтобы все доступные для аналитической отчетности данные: управленческой отчетности и доступные для любых видов предиктивного анализа были достоверными. 

Для достижения поставленной цели придется решить задачу быстрой интеграции и анализа огромных объемов структурированных, полуструктурированных и неструктурированных данных, требуемых для принятия решений.  Исторически компания полагалась исключительно на производительность корпоративного хранилища при построении аналитических решений и отчетности. Однако, для целей оптимизации производительности хранилища банк разработал озеро данных Hadoop (data lake), которое расширило бы возможности существующего корпоративного хранилища данных. В качестве примера неструктурированных данных можно привести данные из лога посещаемости корпоративного сайта.

«Сырые данные не подходят для работы аналитикам», - говорит Сергей Сотниченко, руководитель направления управления хранилища данных (DWH) банка Тинькофф. «Нам приходилось вручную вести обработку этих неструктурированных и полуструктурированных данных, что требовало много времени, отвлекало разработчиков от основных задач и резко увеличивало время реакции на появление изменений».  Но одна из задач маркетингового департамента значительно подняла приоритет работы с данными. «Самая сложная задача - выявление нашей целевой аудитории.  Представьте себе, что маркетинговый департамент хочет разработать кампанию для ипотечных заемщиков с дифференциацией по возрастным характеристикам. И первое, что им понадобится, –это идентификация потенциальных клиентов путем изучения данных по ипотечным заемщикам с сайта и создания их профиля. Затем маркетологи доносят предложение банка до каждой группы целевой аудитории, используя наиболее эффективный канал связи: баннерная реклама или электронная почта. Задачи по организации хранения, обработке и работе с большими данными оказались не самыми простыми для нас».

Специалисты банка Тинькофф хотели наиболее полно использовать потенциал решения по управлению большими данными и применили решения корпорации Informatica, а также DIS Group как исполнителя проекта и мастер-дистрибьютора Informatica в России и СНГ. Банк выбрал Informatica по итогам масштабного тестирования и исследования платформы интеграции данных, представленных на рынке. Среди критериев сравнения были: наличие универсальной платформы управления данными, проверенный механизм подключения к данным, наличие графического представления связей между объектами и простота использования продукта. Informatica продемонстрировала возможность бесшовного использования современных технологий, а также предоставила отзывы заказчиков.

«Informatica помогает банку предоставить бизнесу все необходимые данные независимо от того, насколько быстро увеличивается объем данных, независимо от сложности модели и количества источников, которые необходимо интегрировать друг с другом», - говорит Сотниченко.  «Используя эти данные для всех необходимых бизнес-процессов организации, банк может наиболее точно воздействовать на свою целевую аудиторию, тем самым сохраняя старых и приобретая новых клиентов». Одновременно Сотниченко отметил высокий уровень технической поддержки, оказываемой партнером Informatica в России и странах СНГ – компанией DIS Group. «Сложный пилот был проведен в течении двух недель силами DIS Group. Первая линия поддержки, осуществляемая DIS Group, была очень эффективна и осуществляла поддержку как во время пилота, так и при выходе решений в режим промышленной эксплуатации», - рассказывает о проекте Сергей Сотниченко.

На базе продукта Informatica Big Data Management была реализована универсальная модель для интеграции любого типа данных в платформу Hadoop. Визуальная среда разработки, возможность повторного использования бизнес-правил и инструменты для командной разработки, входящие в состав платформы Informatica, дают возможность интеграции огромных объемов (сейчас это около 150 ТБ) полуструктурированных и неструктурированных данных в режиме реального времени из биллинговых систем, мобильных приложений, внутреннего сайта и других источников. С помощью этого решения возможно интегрировать и обычные структурированные данные из баз данных Greenplum и Oracle (это около 30 ТБ).

За счет реализации решения банк получил  значительные преимущества:

  • Быстрое и более обоснованное принятие решений: сотрудники маркетингового департамента добились десятикратного увеличения уровня конверсии для маркетинговых upsell-кампаний благодаря глубокому исследованию целевой аудитории.
  • Снижение бизнес-рисков: сейчас команда менеджеров по рискам опирается на данные профиля потенциального заемщика, построенные в режиме, близком к реальному времени. Это позволяет оценить риски сотрудничества с потенциальным заемщиком до выдачи ему кредита, займа или предложения любого другого финансового продукта.
  • Сокращение времени на получение результатов вместе с сокращением общей стоимости владения решением: раньше Банку требовалось около месяца для выполнения полного цикла бизнес-процесса от постановки требований до передачи готовых данных аналитикам. Сейчас же, при наличии графических средств разработки Informatica, которые дают возможности самодокументирования и широкие возможности для командной разработки, Банк тратит в пять раз меньше времени, чем это было раньше.
  • Снижение технических рисков: механизмы управления метаданными и графическое представление зависимостей между метаданными, предоставляемые Informatica Big Data Management, позволяют Банку превентивно понимать результаты предполагаемых изменений на уровне всего хранилища.
  • Расширение взаимодействий между ИТ и бизнесом: теперь бизнес-подразделениям, например, рискам и маркетингу, больше не ёнужно обращаться за помощью к ИТ, чтобы извлечь данные из хранилища в Hadoop. Бизнес-пользователи самостоятельно могут получить данные через BI-решение.
  • Масштабируемость на уровне корпорации: аналитические процессы сейчас могут быстро и легко доставлять данные из различных приложений (мобильные, веб- и другие) благодаря высокой скорости доставки данных и встроенных трансформациях, обеспечиваемых платформой Informatica.

Узнать больше о проекте можно посмотрев видеоотчет о работе с банком Тинькофф.

О компании DIS

DIS Group представляет в России и странах СНГ решения мировых лидеров в области работы с данными: Informatica, NICE, NICE Actimize, KMS Lighthouse. Компания оказывает полный комплекс услуг по внедрению продуктов, консалтингу, технической поддержке и обучению. Заказчики DIS Group – крупнейшие компании России и СНГ различных отраслей: Сбербанк России, Альфа-Банк, ВТБ, Райффайзен Банк, Открытие, Народный банк Казахстана, Банк Тинькофф, ВымпелКом, Yota, TELE2, МегаФон, Северсталь, Тандер (торговая сеть «Магнит»), Роснефть, S7 Airlines и другие.

О банке Тинькофф

Банк Тинькофф специализируется на предоставлении онлайн-финансовых сервисов в России и использующий модель дистанционного обслуживания. Банк был основан в 2006 году российским предпринимателем Олегом Тиньковым. Линейка продуктов Банка включает в себя кредиты, дебетовые и карты предоплаты, ко-брендинговые карты, ипотечные кредиты, предлагаемые через агентов. Специализируясь на мобильном бизнесе, банк предлагает мобильные приложения для своих клиентов (Mobile Bank) и не только (Traffic Fines, MoneyTalk, Card2Card instant money transfers). В своей пятилетней стратегии развития Банк обещает стать полноценным финансовым супермаркетом, где клиенты будут покупать не только продукты Банка, но и продукты партнеров. На 1 ноября 2015 года Банк был вторым крупным игроком на российском рынке кредитных карт. В 2013 году журнал The Banker, наиболее уважаемое издание в области банкинга и финансов, а также член группы Financial Times, назвала Банк Тинькофф банком года и присвоила титул наиболее мобильного банка России. В 2015 году журнал Global Finance и ресурс Banki.ru удостоили Банк звания лучший ритейл-интернет-банк года. В 2014 и 2013 годах Deloitte признал приложение Tinkoff mobile bank лучшим, а в 2014 году агенство Markswebb Rank & Report признало интернет-банк Тинькофф наиболее эффективным банком России. Банк Тинькофф является членом системы банковского страхования вкладов (система гарантирует каждому вкладчику возврат до 1,4 млн руб. в случае разорения банка).

Вернуться к списку новостей